Андрей Орехов (s1rus) wrote,
Андрей Орехов
s1rus

Categories:

Финал путешествия. Байкал. Ольхон


Все хорошее рано или поздно подходит к концу. Мне понадобилось 15 дней, чтобы отдалиться от дома на 5000 километров и увидеть Байкал своими глазами, воплотив мечту в реальность. Началось все в желтом КАМАЗе с водителем Сашей, продолжилось сумасшедшими ребятами из Казани, семьей пчеловодов в Уфе, поиском подземной исторички в Челябинске, конструктивизмом Екатеринбурга, быстроменяющейся погодой в Новосибирске, Красноярской полосой невезения и историческим центром Иркутска, а закончилось на острове посреди невероятного по красоте и энергетике озера Байкал. Было круто.
А теперь перейдем к самому вкусному. Четыре дня на Ольхоне были волшебными: я спал по максимуму, много гулял и очень часто спускал затвор в камере. Вышло непозволительное количество фотографий. Очень не хотелось убирать лишнее, но распиливать одну тему на две части я не люблю.

1. С Иркутском пришлось прощаться на следующее же утро. Я планировал добраться до Ольхона к вечеру этого дня. Это крупнейший остров, расположенный почти в центре Байкала у его западного побережья. Из всего многообразия направлений, где можно насладиться озером, приглянулся мне именно Ольхон. Отчасти попсовенько, но скучное побережье было худшим вариантом. К тому же, если помните, я отправился в путешествие без палатки, поэтому каждый вечер нуждался в крыше над головой. Сидя на вписке в Иркутске, когда пора было узнавать про способы переместиться на Ольхон, интернет мне говорит: "чувак, иди-ка с утра на автовокзал - не прогадаешь". Часто сталкиваюсь с проблемой недостоверности автобусного расписания в интернете. Чисто российская проблема. Один заявленный официальный автобус явно не мог обслужить весь поток туристов. Я был уверен, что где-нибудь за углом вокзала обнаружу скопление частников. Так и было.


2. Если вы сталкивались с частными водителями на автовокзалах, знаете, что начинается игра потяни резину, "два человек и едем", "они по записи, а ты нет", "сейчас поедем, только сядь в эту машину", запас отговорок у них большой. Конечно, в Иркутске в Ольхонское направление организацией таких водителей занимается целая фирма, а может и несколько, осуществляющая транспортировку до 80 человек в сутки. С момента моего "еду с вами, запишите меня" до включения двигателя я сменил три машины, и прошло два часа. Поехал на самой последней. Нужно было записываться заранее.


3. От Иркутска до Ольхона примерно 300 км, но проезжают это расстояние за 6-7 часов - последние 40 км дороги до паромной переправы напоминают стиральную доску. Причем помимо тряски вокруг машины образуется облако пыли, поэтому, несмотря на 30-тиградусную жару, окна пришлось закрывать. Сама дорога прошла для меня очень легко. Чередование редкого леса с полностью безжизненной землей до горизонта очень радовали. Часто слышал или читал сравнение таких пейзажей с марсианскими. Есть такое.


4. Вдоль дороги иногда встречались коровки или лошади. Вот только я совсем не понимал чьи они, ведь на ближайшие 10-20км нет намеков на человека. Самостоятельные животные.


5. Первые кусочки озера начали появляться через горы незадолго до поселка Сахюрта, где Ольхон соединяется с большой землей паромной переправой. Автобусы обладают приоритетным правом, поэтому нам пришлось ждать лишь следующего парома. А вот желающих перебраться на Ольхон на своем транспорте было много, даже были группы на мотоциклах.


6. Ждать этот чертов паром было тяжело. Хотелось прыгнуть в воду и добраться до острова вплавь. Масштаб пейзажей и расстояния раскрылся во всей красе, когда я залез на горку, чтобы хоть как-то скрасить ожидание. Я был уставшим, но радостным. Оставалось преодолеть последние 40 км до самого крупного поселка на острове - Хужира.


7. На маршруте работает два парома: Дорожник и Ольхонские ворота.


8. Мой микроавтобус остановился в центре Хужира. Нужно было искать жилье. Я ни с кем не договаривался заранее. Сделать это почти невозможно, если не иметь рекомендаций и конкретных телефонов. На острове всего несколько мест, которые как-то представляют себя в интернете, такие места нельзя отнести к моей категории. Все, что я смог найти про бюджетное жилье - это чей-то отзыв за 2011 год, где были озвучены примерные цены. Свежей информации нет, как и интернета у жителей острова. Мне нужна была бабушка. Да, звучит смешно. И такая бабушка появилась, почти встречая меня с автобуса, и предложила жилье за 500р\сутки. Я рассчитывал найти вариант за 400 рублей, но стало очень лениво ходить и бродить в поисках, которые не факт, что принесли бы успех. Согласился сходить и посмотреть на условия.


9. Наверно каждый третий житель Ольхона предлагает жилье. Бабушка, у которой я остановился, начала заниматься модернизацией своего участка 10 лет назад. То, что когда-то было старым домом с огородом, сейчас представляет собой новую деревянную постройку с 8-ю комнатами на 20-25 человек. У меня была комната с номером 8, самая дальняя от лестницы на втором этаже. Ко мне должны были подселить еще одного человека, бабушка надеялась на это, но мне повезло больше. Четыре ночи наслаждения без храпа под ухом. В целом за 500 рублей я получил обычные для деревни условия: туалет на улице, умывальник с бочком воды, баня за дополнительную стоимость и кухня. Для меня главным было наличие кухни с возможностью самостоятельной готовки. Цены в кафе на среднем уровне, но ведь куда приятнее вечерком попить чаю с голландцем или погладить киску пока варятся макароны.


10. Вечер первого дня был дождливым. Пока я бродил по Хужиру с целью разузнать про ассортимент здешних магазинов и прокат велосипедов тучи заметно нахмурились, но сидеть на скале, возвышаясь над водой, и наблюдать вдали надвигающийся дождевой фронт было здорово. Подобное в моей жизни уже было, когда я с приятелями залезал на 220-метровую вышку в Электростали. В этот раз у меня был отличный дождевик.


11. На протяжении всей поездки мне часто приходилось рассказывать о маршруте и, естественно, все сводилось к Байкалу. Я интересовался у собеседников были ли они на озере. Место популярное, ездят много, но независимо от отдаленности ответы были отрицательные. Совсем окончательно меня огорчили иркутяне. Ладно молодежь, недавно приехавшая из деревень, все деньги уходят на жилье, а вот логика двух семей, которые ехали четвертые сутки в поезде из Анапы, мне не понятна. Сел в тачку или автобус, и через полдня ты уже на своем море. Жить так близко к Байкалу, и так его не ценить. Вот иностранцы ценят.


12. Второй день начался с велосипеда. Аренда велика на сутки обошлась мне в 500 рублей. Там есть смысл брать либо на 1-2 часа, либо дальше уже идет "на сутки". Как мне кажется, цена адекватная. У меня в городе сутки стоят слегка дешевле, а велопарк мужика переплюнет и по крутизне, и по количеству. Идея с арендой велика заинтересовала меня еще дома - казалось отличным способом преодолевать огромные расстояния Ольхона с последующим возращением к месту проживания. Я даже увидел в этом шанс добраться на рассвет на самый северный мыс. Пожалуй, так сильно я еще никого не ошибался. Необходимость проехать 60 км за полдня, а точнее за ночь, меня не сильно беспокоила, как-нибудь осилил бы, а вот у острова было иное мнение. Почувствовал неладное еще во время разговора с владельцем велосипеда. Уж очень сильно его удивила моя ночная затея, он явно знал больше, чем я. Просветление не заставило себя долго ждать. Та стиральная доска вместо дороги, которая была до паромной переправы, продолжается по всему острову. Если машину потряхивает без особого дискомфорта для пассажиров, то для велосипедиста это дорога в ад без возможности свернуть. Ольхон - это один большой холм. Ровной поверхности не существует: ты едешь либо вниз, либо вверх. Причем после обильного пота от подъема в гору не последует вознаграждения в виде скоростного спуска вниз. Вся скорость гаситься за счет песочной пыли и тех самых микро бугорков, создающие эффект стиралки. По итогу мы получаем дорогу, на протяжении которой нужно постоянно крутить педали, тебя дико трясет, как только набирается скорость, а ехать иначе не получится - тайга.


13. Мыс Бурхан - самый близкий к Хужиру среди остальных. Можно сказать, что с него начинаешь день и заканчиваешь вечер. За эти дни наблюдал нескольких смельчаков, покоривших высокую часть скалы - 42 метра. Весьма опасно. Со стороны воды на поверхности дальней части скалы имеется природный выход коричневой породы, который выглядит как изображение дракона. Легендой и историей обладает каждый мыс, да и по несколько.


14. Скала сложена мрамором и известняком, местами изобилующим графитом. Поверхность скалы покрыта яркими лишайниками красного цвета. Вид на Сарайский залив.


15. Цвет у Байкала фантастичный. Забравшись повыше, можно увидеть всю градацию сине-зеленого цвета. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы бывают видны на глубине 40 м. Чистейшая вода Байкала содержит так мало минеральных солей, что может использоваться вместо дистиллированной.


16. С вами джонни ноксвилл, и сейчас мы поохотимся на коров. :)


17. Длинна Ольхона составляет 70 км, ширина — до 15 км. Крутить педали можно очень долго, поэтому многие приезжают на своих машинах. В Хужире есть заправка, поэтому никаких проблем возникнуть не должно. Возможности сразу же приоткрываются.


18. Растительность на острове странная. На одной стороне степь с очень редкими деревьями, на другой - густой лес, почти тайга. Жители этим пользуются. Окрестности Хужира имеют сложную сеть лесных дорог, большая часть которых заканчивается делянками на склонах гор. Лес вывозится в ночное время суток, а места вырубок все время меняются.


19.


20. Остров Харанцы.


21.


22. В 200 метрах к востоку острова Харанцы расположен одноименный мыс. От Хужира до него всего 9км, но преодолел я их часа за 2, а может и 3. Постоянные остановки для фотографий, песок и резкие подъемы, где проще везти велосипед руками. Повалялся несколько часов под солнцем. Слева от мыса - Сарайский залив, справа - бухта Харанцы.


23. Идея с велосипедом провалилась. С такими дорогами мне нужна была палатка, чтобы посмотреть северную часть острова. Ограничиться Хужиром, в котором для меня не было ничего дельного, и несколькими мысами было глупо. Вспомнил про Бабушку. Она еще при заселении спросила у меня про экскурсии, но сказал, что это меня не интересует. Теперь все изменилось. Подумав, что она делает наценку за свои организационные услуги, поискал в поселке вариант для "самых умных". Цена была такая же. За 700 рублей тебя забирают в 10 утра, катают по всем интересным местам, водители рассказывают легенды в 3-ех минутном формате, кормят ухой и возвращают в 6 вечера.


24. Меня постоянно удивляет сила природы и ее возможности. Экскурсоводы в разных уголках мира рассказывают невероятные легенды, а потом помогают увидеть в дырке какой-нибудь символ. Часто это выглядит наигранным, но все равно удивляет. Вот у Мыса Дамнурий самый настоящий череп на скале, и тут не нужны никакие подсказки.


25. У местных жителей есть всего один вид транспорта - УАЗик. С таким дорогами, как у них, честно говоря, вариантов больше нет. Езда в уазике по Ольхону напоминает известный видос - https://www.youtube.com/watch?v=Hx4M2DJCCjw. Это была первая моя мысль после 15-ти минут кувыркания.


26. Мыс Хобоой — самый север острова, дальше ничего нет, лишь огромное водное пространство и самое широкое место Байкала (79,5 км). Только в хорошую погоду с мыса можно разглядеть восточный берег — гористый контур полуострова Святой Нос. Солнце восходит примерно по центру - представьте, как это волшебно.


27. Природная арка на мысе Хобой.


28.


29. Внезапно пролетел самолет. Хочешь так? Будь добр выложить 50к за пролет вокруг острова.


30. Попросил аргентинца сфотографировать меня. Мыс Три брата.


31. Хужирский залив.


32. Район Байкала отличается большой суммарной продолжительностью солнечного сияния — на острове Ольхон всего 48 пасмурных дней в году. По этому показателю Ольхон можно сравнить лишь с некоторыми очень засушливыми районами Средней Азии. Я поймал целых три пасмурных дня.


33. Степь, лес, степь, лес.


34. Закат.


35. С наступлением ночи жизнь на острове преображается. Уличный свет здесь отсутствует, поэтому все погружается во мрак. Это стало откровенной неожиданностью для меня. Дети и молодежь идут на дискотеку, шумят, разговаривают, а их не видно. Не видно ничего, что стоит или проходит рядом с тобой. Ориентироваться можно было только по звукам. В этот момент я понял, что та идея с ночной поездкой на северную часть на велике была очень бредовой. Заблудился бы и не выбрался. А вот небо было прекрасным. Я сидел на лавочке во дворе, ел макароны и смотрел в черное, как нефть, небо. Музыка от дискотеки мешала прогрузиться в него полностью. Надо было утепляться и уехать в поле! Нарядился, как капуста: майка, рубашка, свитер, толстовка, ветровка с джинсами и шерстяными носками. Мне было хорошо и совсем не жарко. В холодных байкальских ночках не ошибся. Главный атрибут наряда - налобный фонарик. Отправился к опорам ЛЭП, которые приметил, когда подъезжал к поселку. Пожалуй, это было лучший вариант, где можно поснимать звезды с каким-нибудь объектом. Найти что-то иное без подготовки в такой темноте нельзя. Такого неба в моей жизни еще не было. Думаю, в горах млечный путь еще более яркий и выраженный.


36. Дело близится к рассвету. Четыре часа созерцания пролетели незаметно.


37. Удалось встретить всего один рассвет. Спокойствие природы и мертвая тишина, изредка нарушаемая кошками.


38.


39. Первые лучи отлично легли на горную местность противоположного берега.


40. Города блекнут перед Байкалом. Пожелаю вам самостоятельно увидеть это природное чудо.


41. Прошло много времени с возвращения домой, а я все еще счастлив и горд собой. Ценный опыт. Посмотреть другие посты из этого путешествия можно на тегу - тут.


В скором времени отправлюсь в Стамбул!
Tags: Байкал, Ольхон, Россия, до байкала, путешествие
Subscribe
promo s1rus january 26, 2033 00:18 42
Buy for 30 tokens
Меня зовут Андрей Орехов и я из Нижнего Новгорода. Изучаю города, сопровождая это фотографиями с крыш и других нетипичных для туристов мест. Делаю репортажи про промышленные предприятия и интересные городские события. Свободное время провожу в путешествиях, о которых рассказывают в блоге.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments